Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 512 390. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Дата документа01.07.2009
МеткиСтатья

    

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Ничук Р.П.,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"

Бюджетные учреждения, являясь юридическими лицами, должны уплачивать различные налоги, в том числе налог на имущество и земельный налог. Однако при уплате данных налогов следует учитывать целый ряд нюансов, некоторые из которых были разъяснены Минфином России.

Имущество казны налогом на имущество не облагается

 
    В апреле и мае текущего года специалисты Минфина России выпустили целый ряд писем, посвященных вопросу налогообложения имущества, составляющего государственную или муниципальную казну.
    Данный вопрос весьма актуален, так как новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н), действие которой распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2009 года, предусматривает обособленный учет имущества государственной и муниципальной казны в составе нефинансовых активов, но не на счете 010100000 "Основные средства" (как это было в прошлые годы), а на отдельном счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны". Соответственно, и суммы амортизации имущества казны учитываются на отдельных аналитических счетах счета 010400000 "Амортизация" (а именно, на счетах 010410000 "Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны", 010411000 "Амортизация движимого имущества в составе имущества казны" и 010412000 "Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны").
    Это изменение имеет принципиальное значение для исчисления налога на имущество. Ведь, согласно статье 374 НК РФ, объектом налогообложения по данному налогу для российских организаций (включая и бюджетные учреждения) является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. А бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентируется прежде всего Инструкцией по бюджетному учету.
    Следовательно, исходя из положений старой Инструкции по бюджетному учету № 25н получалось, что имущество казны – это те же основные средства, поэтому оно включалось в расчет налоговой базы по налогу на имущество. О правомерности такого подхода – в частности, о том, что положение, предусматривающее необходимость ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Инструкцией № 25н, со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями, соответствует требованиям законодательства РФ – было сказано в Решении Верховного Суда РФ от 10.11.2008 по делу № ГКПИ 08-1879.
    Однако, как мы уже отметили, в 2009 году, учитывая новые нормы Инструкции № 148н, имущество казны отражается в бюджетном учете отдельно от основных средств. Иными словами, новая Инструкция обособляет объекты государственного и муниципального имущества, составляющего казну публично-правового образования, тем самым исключая их из состава объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса.
    Значит, уже начиная с расчетов по налогу на имущество за I квартал 2009 года (то есть с 1 января 2009 года) объекты имущества казны не подлежат налогообложению данным налогом, поскольку не входят в состав основных средств в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
    Обоснование данной позиции дано в следующих письмах Минфина России: от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/26, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/25, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/23.

Ведется подготовка документа. Ожидайте