Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 726. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009-2010 ГГ.

Дата документа01.04.2010
МеткиСтатья

    

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009-2010 ГГ.

Гарнов И.Ю.,
генеральный директор ООО "Аудиторская компания "Интера"

 
    В настоящее время Правительством РФ и Минфином России реализуется третий, заключительный, этап бюджетной реформы (переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита), немаловажное значение в реализации которого имеет реформа системы финансового планирования в целях ориентации ее на конечный результат деятельности всех участников бюджетной системы страны.
    Основными направлениями реализации данного этапа реформирования бюджетной системы РФ являются:

разграничение государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, а также формирование перечня платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления государственных услуг органами исполнительной власти (перечень таких услуг в отношении федеральных органов определен постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984);
организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на основе формируемых вышестоящими распорядителями бюджетных средств и доводимыми до них государственных заданий на оказание государственных услуг, что регламентировано включением с 1 января 2009 года в Бюджетный кодекс РФ статей 69.1 и 69.2;
установление в рамках государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ) предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления этих цен (тарифов);
государственное регулирование порядка формирования государственных заданий (постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 и уточняющие его требования ведомственные нормативные акты);
формирование ориентированной на конечный результат стройной системы финансового планирования на основе показателей государственных заданий, регулируемых вышестоящими органами предельных цен (тарифов) на оказываемые бюджетными учреждениями услуги, а также стройной системы калькулирования последними своей потребности в бюджетных ассигнованиях и внебюджетных средствах.

    Анализу положений действующего законодательства, связанных с последним из вышеперечисленных направлений реформирования бюджетной системы РФ, а также поиску путей их фактической реализации в бюджетных медицинских учреждениях (как наиболее обеспеченных ведомственными нормативно-правовыми документами в данной сфере) и будет посвящен данный материал <1>.
    


    <1> К сожалению, правовое обеспечение системы финансового планирования в бюджетных учреждениях других министерств и ведомств, по моему мнению, в настоящее время находится в стадии разработки и не может дать полной информации о принципах и порядке действий финансово-плановых органов подведомственных им учреждений.
 

Основные принципы и порядок калькулирования и учета себестоимости медицинских услуг

 
    Основой планирования доходов и расходов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности учреждения является четкая система ценообразования и калькулирования плановой и фактической себестоимости оказываемых им услуг.
    При этом следует иметь в виду, что поскольку в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждения создаются собственником (в данном случае государством в лице его исполнительных органов) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (то есть государственных) функций некоммерческого характера, а также учитывая, что средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, согласно статье 41 БК РФ, являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, для целей планирования потребностей учреждения в финансовых ресурсах калькулированию подлежат все оказываемые бюджетным учреждением услуги, независимо от того, являются или не являются они платными.
    Результаты калькулирования плановой и фактической себестоимости услуг бюджетного учреждения являются основанием для планирования его потребности в бюджетных средствах. Кроме того, учитывая, что в соответствии с требованиями статьи 69.2 БК РФ размеры тарифов (или порядок их определения) на платные услуги бюджетных учреждений подлежат утверждению вышестоящим органом, не имеющим всей информации о том, в какой степени утвержденные им тарифы обеспечивают возмещение соответствующих затрат учреждения, указанные выше результаты могут стать основанием для ходатайства перед данными органами об изменении тарифов на платные услуги учреждения.
    Основным нормативным документом по калькулированию плановой себестоимости услуг являются Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.06.1970 за № АБ-21-Д).
    По платным услугам на основании калькуляций плановой себестоимости разрабатываются и утверждаются вышестоящим органом прейскуранты цен на соответствующие услуги <2>.
    


    <2> По услугам, оказываемым в рамках программ обязательного медицинского страхования, прейскуранты цен утверждаются и доводятся до учреждения соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
 
    Калькуляция плановой себестоимости и цен на платные медицинские услуги осуществляется по следующим калькуляционным статьям:

Материальные затраты - затраты на приобретение лекарственных и прочих средств.
Затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием платных медицинских услуг.
Начисления на заработную плату указанных выше работников единого социального налога и прочих начислений.
Накладные расходы (расходы на содержание отделений, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, а также расходы на содержание аппарата управления и обслуживающих подразделений учреждения в целом):
 амортизация основных средств и нематериальных активов;
 затраты на тепло, электроэнергию, воду и прочие коммунальные услуги;
 административно-хозяйственные расходы.
Затраты сторонних организаций (плановые расходы, осуществляемые сторонними организациями в порядке производственной кооперации, - консультации специалистов, специализированные операции и т.п.).
Прочие расходы (включаемые в соответствии с действующим законодательством РФ в себестоимость суммы налогов и сборов, затраты по сертификации, лицензированию и т.п.).

    Итого - производственная себестоимость услуг.
 

Внепроизводственные расходы (расходы на изучение рынка, рекламу и т.п.).

    Итого - полная себестоимость услуг.
 

Прибыль (начисляется на суммарную плановую себестоимость платных медицинских услуг в соответствии с перечисленными выше калькуляционными статьями без учета затрат сторонних организаций).

    Итого - цена услуги (без НДС).
 
    По услугам, осуществляемым за счет выделенного учреждения бюджетного финансирования, не разрабатываются прейскуранты цен, а осуществляется учет плановой и фактической себестоимости услуг (то есть без учета показателя плановой прибыли).
 
    Примерная форма калькуляции плановой цены на платную медицинскую услугу приведена в приложении № 2.
    Определение размеров включаемых в калькуляцию плановых затрат производится:

по материальным затратам - исходя из норм расходования лекарственных и иных препаратов в соответствии с технологией оказания конкретной медицинской услуги;
по заработной плате - исходя из должностных окладов врачей и среднего медицинского персонала, а также норм времени на осуществление конкретной медицинской услуги;
по начислениям на заработную плату - в соответствии с нормами начислений к калькуляционной статье "Оплата труда", установленными действующим законодательством РФ;
по накладным расходам - в части затрат на коммунальные и административно-управленческие услуги - в соответствии с определенным на основании данных бухгалтерского учета за предыдущий год нормативом в процентах к сумме калькуляционной статьи "Оплата труда", а в части амортизации инструмента и оборудования - исходя из установленных сроков использования указанного имущества <3>;
по прочим расходам - в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год и изменений соответствующих норм налогообложения на текущий год;

Ведется подготовка документа. Ожидайте