Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 993. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Дата документа01.09.2011
МеткиСтатья

    

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Шихов А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера";

Лейман Н.И.,
экономист

 
    До недавнего времени тема начисления и уплаты налога на прибыль хотя и была несколько болезненной для государственных (муниципальных) учреждений, но не являлась для них столь значимой. Реформирование сети учреждений, изменение законодательства в течение 2011 года несколько иначе расставили акценты, и вопрос о налоге на прибыль становится все острее и значительнее. Тем более что к концу года, когда необходимо будет отразить начисленный налог в бухгалтерской отчетности и найти финансовые ресурсы для его уплаты, эта тема будет все актуальнее.
    Попробуем разобраться в сложившихся на настоящий момент особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль государственными (муниципальными) учреждениями.
 

Нормативно-правовая ситуация

 
    До 1 января 2011 года, точнее до момента вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее - Закон № 83-ФЗ), нормативно-правовая ситуация с исчислением и уплатой налога на прибыль государственными (муниципальными) учреждениями была стабильной. Напомним, что до указанного срока особенности исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями регулировались статьей 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" Налогового кодекса РФ.
    Однако, после того, как, Законом № 83-ФЗ были введены три типа государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные и автономные), статья 321.1 НК РФ, казалось бы, утратила свой смысл, поскольку в ней упоминались только бюджетные учреждения. Теперь же, согласно Закону № 83-ФЗ, участниками бюджетного процесса остаются только казенные учреждения, а бюджетные и автономные учреждения данным законом выведены за рамки бюджетного процесса.
    В сложившейся ситуации бюджетные и автономные учреждения столкнулись с новыми "реалиями", оставшись без "бюджетного прикрытия". Неопределенность положения бюджетных и автономных учреждений, активно осуществляющих приносящую доход деятельность, особенно остро чувствовалась в первой половине текущего года. Такая неопределенность в части обложения налогом на прибыль приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений характеризовалась отсутствием, прежде всего, четкой нормативной базы, учитывающей особенности деятельности таких учреждений.
    В результате спустя полгода п. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена статья 331.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями".
    При этом следует иметь в виду, что она распространяется только на те бюджетные учреждения, которые являются получателями бюджетных средств.
    То есть бюджетные учреждения нового типа не могут воспользоваться положениями данной статьи при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Кроме того, действие статьи 331.1 ограничено до 1 июля 2012 года.
 

Налоговые особенности государственных (муниципальных) учреждений

 
    По мнению авторов, основным вопросом исполнения государственными (муниципальными) учреждениями независимо от их типа своих обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль является следующее: за счет каких средств необходимо производить начисление и уплату такого налога?
    Напомним, что по общему правилу, согласно статье 247 НК РФ, объектом обложения налога на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом доходы и расходы для целей налогообложения признаются в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Очевидно, что сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, невозможно предусмотреть заранее. Следовательно, такую сумму невозможно заложить в бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности. Невозможно также и запланировать соответствующие финансовые ресурсы для уплаты начисленного налога.
    Поэтому в случае возникновения налогооблагаемой базы в государственном (муниципальном) учреждении источником уплаты налога на прибыль будут средства, полученные им в виде лимитов бюджетных обязательств, целевых средств (субсидий), и средства от приносящей доход деятельности.

Ведется подготовка документа. Ожидайте