Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 996. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЯ, ГРУППЫ, ВИДЫ И УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Дата документа01.09.2011
МеткиСтатья

    

ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЯ, ГРУППЫ, ВИДЫ И УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Воробьева Л.П.,
кандидат экономических наук, профессор, зав.кафедройФГБОУ ВПО
"МГИУ" бухгалтерского учета и налогообложения государственных (муниципальных) учреждений;

Знаменский Б.И.,
консультант-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    Как правило, бухгалтерский учет материалов в любом государственном (муниципальном) учреждении характеризуется большим количеством операций и значительным документооборотом. Следовательно, бухгалтеру на таком направлении учетной работы требуются внимательность и четкое понимание содержания проводимых хозяйственных операций.
    Рассмотрим особенности учета материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях согласно Единому плану счетов.
 

Организация учета

 
    Введенная с 1 января 2011 года Инструкция по применению единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), не изменила основных методологических подходов в порядке учета материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях.
    С другой стороны, согласно пункту 37 Инструкции № 157н, материальные запасы как один из видов нефинансовых активов должны вести в разрезе аналитических групп счетов синтетического учета, а именно:
    20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
    30 "Иное движимое имущество учреждения";
    40 "Имущество - предметы лизинга".
    Кроме того, согласно пункту 20 Инструкции № 157н учет материальных запасов необходимо организовать с учетом имеющихся в учреждении источников финансирования, которым соответствуют следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) государственных (муниципальных) учреждений:
    1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
    2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
    3 - средства во временном распоряжении;
    4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
    5 - субсидии на иные цели;
    6 - бюджетные инвестиции;
    7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
    Напомним, что код вида финансового обеспечения указывается в 18-м разряде номера счета.
    Следовательно, в рабочем плане счетов любого государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены соответствующие счета аналитического учета с указанием как групп счетов синтетического учета, так и кодов видов финансового обеспечения. Об этом упоминается и в пункте 3 Инструкции № 157н.
    Особенности аналитического учета отдельных видов материальных запасов указаны в пункте 119 Инструкции № 157н. В этом же пункте отмечено, что аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения. В свою очередь материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.
    В соответствии с пунктом 120 Инструкции № 157н учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. При этом учет операций по поступлению материальных запасов ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:
    — в Журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов - в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений); операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т. п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
    — в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо в Журнале операций расчетов с подотчетными лицами - в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
    — в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов материальных запасов.
    Бухгалтерский учет материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа имеет общую методологическую основу и ведется на основании следующих нормативных документов:
    — для казенных учреждений - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н);
    — для бюджетного учреждения - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н);
    — для автономного учреждения - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее - Инструкция № 183н).
 

Учет материальных запасов

 
    Напомним, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы, используемые однократно в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, готовая продукция и товары для продажи, а также материальные ценности независимо от стоимости и срока службы, указанные в пункте 99 Инструкции № 157н
    Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения осуществляется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
    Аналитический учет материальных запасов, за исключением продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме, ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).
    Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф.

Ведется подготовка документа. Ожидайте