Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 442. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГСМ

Дата документа01.11.2011
МеткиСтатья

    

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГСМ

Эксперт Издательского дома
«Советник бухгалтера»
Н.Н. Шишкоедова

 
    Многие организации имеют на балансе транспортные средства. Другие арендуют автомобили или берут их в безвозмездное пользование, в том числе и у своих работников. А, значит, всем им приходится вести учет ГСМ. Этому вопросу и посвящена данная статья.
 

О нормах расхода ГСМ в целях налогообложения

 
    Начнем с «животрепещущего» вопроса — а нужно ли нормировать расход ГСМ в целях налогообложения прибыли?
    Прежде всего обратимся непосредственно к налоговому законодательству.
    В Налоговом кодексе РФ прямо сказано, что все налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ:

либо в составе материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ,
либо в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Это зависит от назначения используемого транспорта.
    Но с самой возможностью учитывать расходы на ГСМ в целях налогообложения, собственно, никто и не спорит. Спорным является вопрос о необходимости применения в целях налогообложения прибыли норм, установленных Минтрансом России.
    Дело в том, что непосредственно в тексте Налогового кодекса РФ (в обоих указанных выше подпунктах) конкретного требования использовать какие-либо официально установленные нормы — в частности, нормы Минтранса России — не содержится.
    Однако чиновники настаивают на необходимости применения норм, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Методические рекомендации или Нормы).
    Эти Методические рекомендации были направлены для руководства в работе Федеральной налоговой службой России (письмо ФНС России от 15.04.2008 № СК-6-5/281).
    И финансисты, хотя соглашаются с тем, что нормами статей 254 и 264 НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций, ссылаются на то, что расходы должны соответствовать критериям, указанным в статье 252 НК РФ, в частности должны быть обоснованны. И на этом основании делают вывод о том, что все налогоплательщики обязаны применять Методические рекомендации Минтранса. Ведь именно в них установлены нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.
    Такая позиция, в частности, была озвучена в письмах Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15.
    Но, подчеркнем еще раз, Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на ГСМ, а тем более — о применении норм, утвержденных Минтрансом России. Так что, по большому счету, финансисты вновь устанавливают излишние требования там, где налоговое законодательство их не содержит.
    Поэтому арбитражные судьи встают на сторону налогоплательщиков и считают, что организации вправе признавать в налоговом учете все фактические расходы на ГСМ, без ограничения нормами Минтранса.
    Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу № А09-3658/07-29 <1> подчеркивается, что нормирование расходов на приобретение ГСМ Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. А Нормы расхода топлив, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. И хотя данное судебное решение принималось в отношении операций, совершенных в период, когда действовали не нынешние нормы, утвержденные в 2008 году, а предыдущие Нормы, утвержденные в 2003 году, сути дела это не меняет. Ведь нормы Налогового кодекса в части учета расходов на ГСМ никак не изменились.
    


    <1> Определением ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 по делу № А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.
 
    Тем не менее, не нужно сбрасывать со счетов уже упомянутое выше требование статьи 252 НК РФ об обоснованности расходов. И в целом — не только для того, чтобы обеспечить доказательства экономической обоснованности расходов в случае возникновения споров с налоговыми инспекторами, но и для того, чтобы повысить эффективность контроля за расходованием ГСМ — организациям все-таки имеет смысл разрабатывать и утверждать собственные нормы списания израсходованных ГСМ. Однако при этом не обязательно руководствоваться именно требованиями Минтранса России — хотя и не запрещается взять именно их за основу.
 

Документальное подтверждение и момент определения расхода

 
    Чтобы правильно отражать операции с ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете, прежде всего необходимо четко понимать, что расход ГСМ возникает не в момент заправки транспортного средства (приобретения ГСМ подотчетным лицом на АЗС), и тем более не в момент приобретения топливной карты или талонов на бензин (еще до фактической заправки автомобиля), а лишь тогда, когда ГСМ будут фактически израсходованы в процессе эксплуатации транспортного средства.
    В частности, еще в письме УФНС России по г.

Ведется подготовка документа. Ожидайте