Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 897. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дата документа01.12.2011
МеткиСтатья

    

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Вадимова И.В.,
главный бухгалтер, консультант

 
    Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, принятая в учреждении. Она включает в себя организационные положения по ведению учета, выбранные способы ведения бухгалтерского и налогового учета в случаях, когда законодательство позволяет сделать подобный выбор, а также необходимые приложения (рабочий план счетов, график документооборота, отдельные формы документов). Учетная политика призвана обеспечить единство учета, рациональную организацию учета и документооборота, необходимую аналитическую глубину учетной информации. Требования учетной политики обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждения.
    

Нормативно-правовые основы учетной политики, ее состав и порядок утверждения

 
    Казенные учреждения составляют свою учетную политику на основании следующих нормативно-правовых актов:

Единый план счетов и Инструкция по его применению (утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н);
приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Указаний по их применению" (далее - Инструкция № 173н);
План счетов по бюджетному учету и Инструкция по его применению (утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н);
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н);
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ);
Рекомендации главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и пр.

    Согласно пункту 6 Инструкции № 157н учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и возложенных на него полномочий. Этим же пунктом установлено, что должно входить в учетную политику учреждения, а именно:

1)рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
2)методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
3)порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
4)правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
5)формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов;
6)порядок организации внутреннего финансового контроля;
7)иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

    Учетная политика может представлять собой единый локальный нормативный акт учреждения или ряд взаимосвязанных актов (приказов), которые утверждаются руководителем учреждения.
    Все вопросы, отражаемые в учетной политике, условно можно разделить на три больших раздела:

I.Организационный (ответственные за учет, порядок организации внутреннего контроля, технологии обработки информации, порядок проведения инвентаризаций и т. д.).
II.Бухгалтерский (рабочий план счетов, методы оценки отдельных видов активов и обязательств, формы документов).
III.Налоговый (отражает особенности налогообложения отдельных операций, составляется казенным учреждением при необходимости).

Организационный раздел учетной политики

 
    Согласно Закону № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель учреждения (п. 1 ст. 6). Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).
    В учетной политике целесообразно прямо указать права и обязанности главного бухгалтера по ведению бюджетного учета в учреждении. При этом указанные права и обязанности не должны противоречить Инструкции № 157н, в частности пункту 8, согласно которому все документы по движению денежных средств принимаются к учету только при наличии подписей руководителя учреждения и главного бухгалтера. Кроме того, без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры не принимаются к исполнению и бухгалтерскому учету. Исключение составляют документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами или иными нормативными актами РФ.
    Полномочия руководителя и главного бухгалтера по подписанию документов могут быть переданы иным должностным лицам, что также должно быть отражено в учетной политике или отдельных приказах по учреждению.
    Руководитель учреждения вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). При принятии такого решения этот факт также должен быть зафиксирован в учетной политике.
    В учетной политике могут быть предусмотрены полномочия других лиц, касающиеся учета, подписания тех или иных документов. Например, может быть утвержден список лиц, уполномоченных принимать наличные денежные средства от населения, список раздатчиков заработной платы (п.

Ведется подготовка документа. Ожидайте