Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 994. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДАННЫМ ЕЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Дата документа01.12.2011
МеткиСтатья

    

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДАННЫМ ЕЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Главный бухгалтер ООО «Лика-Дизайн»,
кандидат технических наук
В.И. Семенов

 
    Анализ бухгалтерской отчетности — это сложный процесс, позволяющий оценивать как эффективность хозяйственной деятельности предприятия, так и его общее финансовое состояние. Особенностью бухгалтерского баланса является то, что в нем одновременно сопоставляются имущество, права и обязательства (долги кредиторам). Поэтому простой анализ баланса только по его отдельным статьям может не дать желаемого результата. Для этого нужен комплексный подход с выбором основных финансовых групп критериев и включением в них необходимых показателей. Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Поэтому, чтобы не «растекаться по древу», показателей для анализа должно быть не очень много. Но тем не менее вполне достаточно, чтобы сделать правильные выводы. Тем более что финансовый анализ баланса предприятия обычно требуется не только его менеджерам-управленцам, но и целой группе других пользователей. Это могут быть собственники, в том числе акционеры, кредиторы и инвесторы, а также поставщики и подрядчики работ. Каждый имеет свои интересы в процессе партнерского сотрудничества с предприятием. Таким образом, в финансовом анализе нуждаются все участники экономического процесса.
    В настоящее время для анализа баланса обычно выделяют 4 группы финансовых показателей:
    • доходность (рентабельность) капитала;
    • деловая активность (оборачиваемость капитала);
    • запас финансовой прочности и устойчивости предприятия;
    • платежеспособность предприятия.
    В такой последовательности ниже и будут рассмотрены эти группы показателей.
    Правильный отбор экономических показателей, входящих в эти группы, в конечном счете определяют результаты финансовой диагностики баланса. В свою очередь их выбор зависит от вида и специфики экономической деятельности предприятия. В данной статье будем проводить их анализ применительно к оптовому торговому предприятию. Итак, начнем.
 

Рентабельность работы торгового предприятия

 
    Прежде всего, надо определиться с тем, какие показатели влияют на рентабельность торговой фирмы. Это, в первую очередь, доходность или прибыль и затраты ресурсов, необходимых для достижения этой доходности. В этом смысле, по мнению автора, необходимо анализировать баланс в увязке с показателями отчета о прибылях и убытках (далее — ОПУ). Тем быстрее наступит ясность об эффективности торговой деятельности предприятия. Первым этапом здесь является сопоставление выручки и себестоимости продаж. Новые формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Теперь в ОПУ выручка записывается по строке с кодом 2110, а себестоимость продаж — с кодом 2120. Можно легко показать, что их отношение является одним из главных показателей работы торгового предприятия. По существу, он определяет среднюю наценку на товары при продажах в торговой фирме. Назовем здесь этот показатель коэффициентом средней наценки (К_нац.ср.) на товары, продаваемые предприятием. Соответственно, он находится по ОПУ путем деления выручки от продаж (В_пр) без НДС на себестоимость продаж (С_пр), тоже без НДС, по формуле:
 

К_нац.ср. = В_пр / С_пр.

 
    Для торговой фирмы себестоимость продаж — это по существу себестоимость проданных товаров. Далее можно показать, что для торгового предприятия рентабельность его работы определяется всего двумя показателями. Это коэффициент средней наценки на товар и постоянные затраты.
    Покажем это сначала в общем виде. Для этого выразим все показатели, входящие в формулу рентабельности, через один параметр. Например, через себестоимость реализованных товаров. С этой целью выручку от продаж найдем по предыдущей формуле:
 

В_пр. = К_нац.ср. х С_пр.

 
    Далее надо выразить через себестоимость проданных товаров и все остальные расходы фирмы, кроме себестоимости товаров.

Ведется подготовка документа. Ожидайте