Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 469. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

О РЕЛЕВАНТНОМ ПОДХОДЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Дата документа01.12.2011
МеткиСтатья

    

О РЕЛЕВАНТНОМ ПОДХОДЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Консультант-эксперт Издательского
Дома «Советник бухгалтера»
Н.Н. Шишкоедова

 
    Завершая разговор о современных методах и возможностях управленческого учета, остановимся на таком важном понятии, как релевантный подход, ведь именно он позволяет быстро и элегантно решать многие управленческие задачи.
 

Как принимаются решения?

 
    Одной из важнейших функций управленческого учета является предоставление информации для обоснования и принятия управленческих решений.
    Безусловно, процесс принятия решения начинается с определения целей и задач, стоящих перед организацией или предпринимателем.
    После этого необходимо найти все возможные или, по крайней мере, хотя бы некоторые из возможных путей достижения этих целей и решения поставленных задач.
    Ну а дальше, собственно, начинается анализ выявленных альтернатив с целью «сужения» круга до вполне реальных вариантов и выяснения, какая же из них наиболее уместна в данных конкретных обстоятельствах.
    Конечно же, сравнение возможных вариантов производят по различным параметрам, и крайне редко идеальное решение лежит на поверхности. Чаще выявляется несколько путей развития, причем у каждого могут быть свои достоинства и недостатки.
    В любом случае для принятия правильного, обоснованного и оптимального решения необходимо иметь в виду два нюанса:
    1) нужно собрать достаточно информации о реальных будущих доходах и затратах по всем альтернативным вариантам;
    2) кроме того, нельзя забывать и про «вмененные затраты», то есть упущенные выгоды (то, что вы недополучите и, значит, по сути, потеряете, если откажетесь от одного варианта в пользу второго).
    Безусловно, современный управленческий учет обладает целым арсеналом приемов и методов, позволяющих обрабатывать и обобщать исходную информацию. И одним из них как раз является релевантный подход.
 

Что такое релевантность?

 
    Термин «релевантный» происходит от английского слова relevant, буквально означающего «уместный», «имеющий отношение к делу». Соответственно, отрицательная форма того же слова, несущая противоположный смысл, — irrelevant — переводится как «не соответствующий», «не имеющий отношения к делу», «неуместный».
    Следовательно, понятие релевантности тесно связано с полезностью информации исходя из конкретного управленческого решения, которое предстоит принять, с целесообразностью включения в состав рассматриваемых аналитических показателей тех или иных позиций как относящихся или не относящихся к принимаемому решению.
    Если формулировать конкретнее, релевантной в управленческом учете считается информация, отличающая одну альтернативу от другой. Например, если в результате приобретения комплектующих А вместо комплектующих Б произойдет снижение себестоимости продукции, информация о затратах на их приобретение (покупной стоимости, расходах на доставку и т. д.) будет релевантной.
    А если какие-либо доходы, расходы или иные показатели остаются неизменными при любом из возможных решений, они нерелевантны и не должны приниматься в расчет при рассмотрении альтернатив и принятии решения.
    Чаще всего нерелевантными являются:
    • постоянные расходы;
    • безвозвратные затраты.
 

Постоянные расходы нерелевантны, но не всегда

 
    Как мы уже выяснили в предыдущих статьях нашей серии, особенность постоянных расходов заключается в том, что они не зависят от конкретного количества и ассортимента продукции, производимой в отчетном периоде на имеющихся производственных мощностях фирмы. Изменяться они могут либо со временем (когда растут коммунальные платежи, арендная плата и т. д.), либо в случае принятия «глобальных» решений, изменяющих масштабы деятельности фирмы — например, если осуществляется расширение производства (приобретается новое оборудование, арендуются новые помещения и т. д.) или, наоборот, если имеет место сокращение фирмы с продажей высвободившегося оборудования, площадей и т. д.
    Значит, постоянные затраты нерелевантны в случае, если принимаемые решения не столь «глобальны» и не затрагивают уровень имеющихся мощностей.
    К примеру, если принимаются решения об изменении ассортимента продукции, при условии, что все анализируемые виды продукции могут быть и будут произведены на том оборудовании и в тех цехах, которыми организация уже располагает.

Ведется подготовка документа. Ожидайте