Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 510 451. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Дата документа01.01.2012
МеткиСтатья

    

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2011 ГОД

С.В. Сивец,
заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Л.П. Воробьева, к.э.н,
генеральный директор Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    Подготовка бухгалтерской отчетности за 2011 год имеет ряд своих особенностей. При этом особенно внимательными при подготовке отчетных форм следует быть финансовым органам субъектов РФ, органам управления государственными внебюджетными фондами, бухгалтерам государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые являются главными распорядителями бюджетных средств (главными администраторами доходов), а также реализуют полномочия учредителей.
 

Нормативно-правовая база

 
    Основным нормативным документом, регламентирующим формирование бухгалтерской отчетности государственными (муниципальными) учреждениями по итогам 2011 года, являются:
    для казенных учреждений (получателей бюджетных средств) - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (в ред. от 29.11.2011 № 191н);
    — для автономных и бюджетных учреждений - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н).
    Перед тем как начать подготовку к формированию бухгалтерской отчетности, бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения независимо от его типа рекомендуем найти и ознакомиться с содержанием следующих документов:
    — совместное письмо от 15.12.2011 Минфина России № 02-06-07/5617 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/2.0-790 "Об особенностях составления и представления бюджетной отчетности финансовыми органами субъектов, органами управления государственными внебюджетными фондами за 2011 год" (далее - Совместное письмо);
    — письмо Федерального казначейства от 26.12.2011 № 42-7.4-05/2.1-825 (о дополнении к Совместному письму от 15 декабря 2011 года);
    — письмо Федерального казначейства от 12.12.2011 № 42-7.4-05/2.1-776 "О переносе срока предоставления ежемесячной отчетности";
    — письмо Федерального казначейства от 12.12.2011 № 42-7.4-05/2.1-777 "О переносе срока предоставления ежемесячной отчетности";
    — письмо Федерального казначейства от 14.11.2011 № 42-7.4-05/2.1-715 "О сроках представления в Федеральное казначейство Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) за 2011 год";
    — письмо Минфина России от 07.07.2011 № 02-06-07/2832 "О включении финансовыми органами бюджетов бюджетной системы РФ в состав бюджетной отчетности бухгалтерской отчетности государственных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставлении государственной субсидии на возмещение нормативных затрат".
    Годовая отчетность финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами предоставляется в Федеральное казначейство в электронном виде с использованием ЭЦП средствами ППО "СЭД" в соответствии с требованиями писем Федерального казначейства от 16.12.2009 № 42-7.4-05/2.1-723 и от 10.11.2009 № 42-7.4-05/2.1-648.
    Кроме того, государственным и муниципальным учреждением при подготовке к формированию годовой отчетности необходимо учесть позицию Минфина России по особенностям бухгалтерского учета отдельных объектов учета, а именно:

письмо Минфина России от 21.10.2011 № 02-06-07/4680 (учет земельных участков);
письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546 (Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа);
письмо Минфина России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 (Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа);
совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25.11.2011 № 02-03-09/5232 / № 42-7.4-05/2.1-735 (перечисление остатков, открытие лицевых счетов).

    Также следует при подготовке отчетности казенным учреждениям (получателям бюджетных средств) учесть рекомендации и указания вышестоящего учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, а автономным и бюджетным учреждениям - руководствоваться соответствующими требованиями учредителя.
 

Проторенной тропой

 
    Отметим, что общий порядок действий при формировании бухгалтерской отчетности за 2011 год остается примерно таким же, что и при формировании отчетности за предыдущие отчетные периоды <1>.
    


    <1> Подробнее об алгоритме формирования бухгалтерской отчетности читайте в статье И.В. Артемовой в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" № 12 за 2010 год.
 
    На момент формирования отчетности у бухгалтера государственного (муниципального) учреждения должны быть обработаны результаты ежегодной обязательной инвентаризации активов и обязательств. Отсутствие таких данных может стать причиной искажения отчетных данных.
    Основные подготовительные мероприятия, которые проводятся до формирования отчетности, состоят в следующем:

1)перед составлением отчетности нужно проверить учет, нужно сверить аналитические счета с синтетическими, отразить результаты инвентаризации;
2)заключительными проводками, которые датируются последним рабочим днем отчетного периода, нужно закрыть счета расчетов и учета доходов и расходов на счет 40100 "Финансовый результат хозяйствующего субъекта";
3)необходимо проверить получившуюся оборотно-сальдовую ведомость.

    После проведения указанных мероприятий осуществляются собственно составление и оформление соответствующих форм бухгалтерской и бюджетной отчетности.
    Основные мероприятия по составлению и оформлению отчетности условно можно разделить на два этапа:
     первый - заполнение форм бюджетной отчетности;
     второй - проверка контрольных соотношений между формами.
 

Сроки сдачи отчетности в 2012 году

 
    Согласно приказу Федерального казначейства от 27.12.2011 № 18н срок представления консолидированной годовой отчетности органами исполнительной власти субъектов РФ за 2011 год установлен в период с 12 по 30 марта (согласно приложению).
    Установлен срок сдачи квартальной и месячной отчетности в 2012 году - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
    Отметим, что контрольные соотношения к показателям бюджетной и бухгалтерской отчетности не изменились. Такие соотношения как в части бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, к показателям бюджетной отчетности государственных внебюджетных фондов, так и к показателям бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений размещены на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru, в разделе "Методический кабинет" / "Учет и отчетность".
    Приведенный порядок действий может применяться бухгалтерами независимо от типа их учреждений.
 

Особенности консолидированной отчетности

 
    В рамках данной отчетной кампании органы исполнительной власти, органы местного самоуправления впервые будут формировать консолидированную отчетность с учетом представленной им отчетности учреждений разных типов. Кроме того, в течение 2011 года учреждения могли сменить свой тип, что также учитывается при подготовке отчетности <2>.
    


    <2> Подробнее об особенностях формирования бухгалтерской отчетности при изменении типа учреждения в течение отчетного периода читайте в статье Л.П. Воробьевой в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" № 12 за 2011 год.
 
    Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 1.1 Совместного письма показатели бюджетного учета по средствам обязательного медицинского страхования (код вида финансового обеспечения - 7) и средствам по приносящей доход деятельности (код вида финансового обеспечения - 2) подлежат объединению и отражению по соответствующим строкам и (или) графам для отражения показателей по приносящей доход деятельности.
    На особенности составления и представления годовой отчетности финансовыми органами субъектов РФ и органами управления государственными внебюджетными фондами за 2011 год Минфин России и Федеральное казначейство указали в Совместном письме. В этом же письме приведены и примеры формирования показателей консолидированной бюджетной отчетности.
    Приложение № 1 к Совместному письму.
 

Приложение № 1
 
Примеры формирования показателей консолидированной бюджетной отчетности
         
Остатки средств в расчетах на начало финансового года   
         
Номер счета Бюджет субъекта РФБюджет муниципального района
000 2 02 02999 05 0000 1 205 51 000 50,00
000 2 02 03999 05 0000 1 205 51 000 -70,00
000 14 03 1234567 123 1 206 51 000 70,00
000 14 03 1234567 123 1 302 51 000 50,00
         
Операции в течение года       
         
Содержание операции Сумма Бухгалтерские записи
Бюджет субъекта РФ Бюджет муниципального района
1. Перечисление задолженности по межбюджетной субсидии 50,00 Дебет 1 302 51830
Кредит 1 304 05 251
Дебет 1 210 02151
Кредит 1 205 51 660
2. Возврат неиспользованного остатка средств межбюджетной субвенции
2.1. Трансформация остатка 70,00 Дебет 1 205 51560
Кредит 1 206 51 660
Дебет 1 205 51560
Кредит 1 205 51 660
2.2 Перечисление остатка неиспользованных средств 70,00 Дебет 1 210 02151
Кредит 1 205 51 660
Дебет 1 205 51560
Кредит 1 210 02 151
3. Перечисление средств межбюджетной субвенции в объеме подтвержденной потребности 30,00 Дебет 1 210 02151
Кредит 1 205 51660
(со знаком «минус»)
Дебет 1 205 51560
Кредит 1 210 02151
(со знаком «минус»)
30,00 Дебет 1 205 51560
Кредит 1 206 51660
(со знаком «минус»)
Дебет 1 205 51560
Кредит 1 205 51660
(со знаком «минус»)
4. Расходование средств межбюджетной субсидии 20,00 Дебет 1 401 20222
Кредит 1 3ХХ ХХ 730

Дебет 1 3ХХ ХХ 830
Кредит 1 304 05 222
5. Подтверждение произведенных расходов на основании Отчета 20,00 Дебет 1 302 51830
Кредит 1 206 51660
Дебет 1 401 20251
Кредит 1 302 51 730
Дебет 1 205 51560
Кредит 1 401 10 151

Ведется подготовка документа. Ожидайте