Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 811. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата документа01.04.2014
МеткиСтатья

    

НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Каверн,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

 
    Переход к нормативно-подушевому финансированию в высшем образовании обсуждается уже очень давно, ряд шагов по переводу образовательных программ для этого уже сделан. В 2013 году Минобрнауки России опубликовал методику перехода на нормативно-подушевое финансирование, которая впервые должна быть применена при планировании на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
 

Предпосылки перехода на нормативно-подушевое финансирование

 
    Бюджетные и автономные учреждения высшего образования перешли на финансирование в виде субсидий на выполнение государственного задания в 2011-2012 годах в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Размер субсидии на выполнение государственного задания определяется на основе расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг. Однако проблема расчета и планирования нормативных затрат, непосредственно связанная с проблемой расчета себестоимости оказываемых учреждениями государственных услуг, была и остается весьма острой.
    Согласно Методическим рекомендациям по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утв. приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527, нормативные затраты, по решению учредителя, могут определяться:
    1) отдельно по каждому федеральному учреждению;
    2) в среднем по группе учреждений;
    3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности учреждений
    В 2011 году учредителями преимущественно использовался способ определения нормативных затрат отдельно по каждому учреждению. При этом зачастую использовался метод "обратного счета", при котором существующий объем финансирования по смете делился на оказываемые государственные услуги.
    Далее 2012-2013 годы ознаменовались переходом ряда учредителей, в том числе Минобрнауки России, к расчету нормативных затрат по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов.
    Так, в 2012 году Минобрнауки России выпустило документы от 29.03.2012 № ИБ-50/02вн, от 11.04.2012 № ИБ-51/02вн и № ИБ-60/02вн, от 05.06.2012 № ИБ - 67/02вн, № ИБ - 68/02вн, № ИБ - 69/02 вн, № ИБ - 70/02 вн, в которых были приведены абсолютные значения затрат на единицу оказания государственной услуги высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, а также корректирующие коэффициенты к ним. Нормативные затраты рассчитывались в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27.06.2011 № 2070.
    Такой способ расчета нормативных затрат позволил реализовывать приоритеты государственной политики в области образования путем установления повышенных коэффициентов для приоритетных специальностей, учитывать некоторые особенности деятельности групп учреждений (географическое положение, статус и др.).
    Следующим шагом по управлению затратами в высшем образовании является переход к нормативно-подушевому финансированию. Такая цель была поставлена Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Предполагается, что подушевое финансирование позволяет внедрить принцип "деньги следуют за студентом", повысить эффективность оказания образовательных услуг.

Ведется подготовка документа. Ожидайте