Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 060. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ФАС РОССИИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Дата документа01.06.2014
МеткиСтатья

    

ФАС РОССИИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Е.А. Максименкова,
юрист, советник государственной гражданской службы 2 класса

 
    Федеральная антимонопольная служба России письмом от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 направила Разъяснения по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Разъяснения). Разъяснения направлены территориальным органам ФАС России в целях оказания методической помощи. Однако позиция ведомства по вопросу заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, безусловно, представляет интерес и для государственных и муниципальных учреждений. Поэтому рассмотрим эти Разъяснения подробнее.
 

Немного истории

 
    Прежде чем говорить о новых Разъяснениях ФАС, напомним, что статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) посвящена порядку заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Так, по общему правилу указанной статьи договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Причем это правило установлено в отношении государственного и муниципального имущества, как не закрепленного, так и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В указанной статье приведен также перечень случаев, когда не нужно проводить конкурс или аукцион.
    Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения перечисленных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила № 67).
    Как известно, в последние несколько лет российское законодательство стремительно меняется. Это относится в том числе и к бюджетной сфере. Не стала исключением и статья 17.1 Закона о защите конкуренции, в которую неоднократно вносились изменения и дополнения. В целях оказания методической помощи территориальным органам ФАС России также неоднократно давала разъяснения по ее применению.
    Например, когда в статью 17.1 Закона о защите конкуренции Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 401-ФЗ) внес изменения, Федеральная антимонопольная служба России дала Разъяснения от 5 июня 2012 года по применению данной статьи. Напомним, что Закон № 401-ФЗ дополнил перечень случаев, когда не нужно проводить конкурс или аукцион, в связи с чем приказами ФАС России от 20.10.2011 № 732 и от 30.03.2012 № 203 были внесены изменения в Правила № 67. В Разъяснениях от 5 июня 2012 года по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции учтены изменения, внесенные Законом № 401-ФЗ и приказами № 732 и 203.
    За прошедший период произошли значительные изменения в законодательной базе, в том числе вступили в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В связи с этим в статью 17.1 Закона о защите конкуренции были, в частности, внесены изменения следующими Федеральными законами:
    - от 02.07.2013 № 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 185-ФЗ);
    - от 28.12.2013 № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 396-ФЗ).
    Помимо необходимости в даче разъяснений в связи с изменившейся законодательной базой в практической деятельности органов ФАС России возникают различные ситуации, которые требуют внимательного разрешения.
    Поэтому во исполнение пункта 50 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2014 году, утвержденного приказом от 27.03.2013 № 206/14, Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России подготовило разъяснения по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом учтены произошедшие в законодательной базе изменения, а также ситуации, возникающие в практической деятельности территориальных органов.
    

Порядок заключения договоров

 
    В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении в том числе государственного или муниципального:
    - недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
    - имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
    Напомним, что часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает обязательное проведение конкурсов или аукционов при заключении перечисленных договоров в отношении имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
    Таким образом, отмечает ФАС России, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном указанной статьей. При этом исключения, установленные ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в ч.

Ведется подготовка документа. Ожидайте