Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 813. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

УЧАСТИЕ В ПРОЦЕДУРАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Дата документа01.07.2014
МеткиСтатья

    

УЧАСТИЕ В ПРОЦЕДУРАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Е.В. Баланцев,
преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
ФГБОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, г. Ярославль

 
    Одним из ключевых субъектов в отношениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является участник закупки. Понятие участника закупки дано в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон о контрактной системе; Закон № 44-ФЗ). Рассмотрим далее требования Закона № 44-ФЗ с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ.
 

Участник закупки

 
    Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участник закупки - это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, участником закупки может быть абсолютно любое юридическое лицо (иностранное или российское, коммерческое или некоммерческое, государственной, муниципальной или частной формы собственности и т. д.) и любое физическое лицо (даже не имеющее статуса индивидуального предпринимателя).
    Участник закупки должен быть юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законодательством РФ (а если юридическое лицо является иностранным - законодательством соответствующего государства) порядке. Подтверждением "существования" юридического лица является представленная в составе заявки выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (или надлежащим образом заверенный перевод документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства).
    Важно помнить, что филиалы и представительства юридических лиц не являются самостоятельными юридическими лицами, так как они действуют от имени и в интересах создавшего их юридического лица. Права и обязанности в связи с действиями филиалов и представительств возникают у "головной" организации. Таким образом, заявка на участие в процедуре, поданная филиалом юридического лица, считается поданной самим юридическим лицом. И если два и более филиала одного юридического лица (например, из разных городов) подали заявки на участие в одной и той же процедуре, то считается, что одним участником закупки подано более одной заявки. Соответственно, заказчик обязан возвратить все поданные филиалами такого участника закупки заявки.
    Наделение лица статусом участника закупки не зависит от совершения им каких-либо формальных действий. Можно сказать, что абсолютно все юридические и физические лица в мире являются участниками закупки и вправе осуществлять некоторые общие права, предусмотренные Законом о контрактной системе (например, подавать заявки на участие в конкурентных процедурах, запрашивать разъяснения документации о закупке, получать документацию о закупке и т. д.). Вместе с тем в соответствии с Законом о контрактной системе участвовать в процедурах определения поставщиков и претендовать на заключение контракта могут только такие участники закупки, которые соответствуют установленным заказчиком требованиям и ограничениям.
 

Требования к участникам закупки

 
    Согласно статье 31 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки характеризуются следующими важными свойствами.
 

Единые и дополнительные

 
    Закон о контрактной системе выделяет два вида требований к участникам закупки - единые (ч. 1 ст. 31) и дополнительные. Заказчик обязан установить единые требования ко всем участникам закупки независимо от процедуры определения поставщиков. Если в соответствии с действовавшим ранее Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ требования к участникам размещения заказов предъявлялись только при проведении конкурса или аукциона, то в соответствии с Законом о контрактной системе единые требования предъявляются заказчиком и к участникам запроса котировок и запроса предложений. При этом формально заказчик обязан руководствоваться едиными требованиями и при осуществлении закупки у единственного поставщика.
    Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). В случае если Правительство РФ такие дополнительные требования к участникам закупки установило, то заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны их установить (ч. 4 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
 

Право, а не обязанность

 
    Установить при определении поставщика единые и в соответствующих случаях дополнительные требования - обязанность заказчика. Единственное требование к участникам закупки, установить которое является правом, а не обязанностью заказчика, - требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Иными словами, заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
 

Соответствовать - всегда!

 
    Участник закупки должен соответствовать установленным заказчиком требованиям не только на стадии определения поставщика (на момент подачи заявки), но и при заключении и исполнении контракта. В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ выявление заказчиком или комиссией по осуществлению закупок несоответствия участника закупки, с которым заключается контракт, установленным заказчиком требованиям (например, участник предоставил недостоверную информацию о соответствии требованиям либо на стадии заключения контракта стал не соответствовать установленным требованиям) является основанием для отказа от заключения контракта с таким участником <*>.
    


    <*> При этом законодатель ожидаемо оставил без ответа вопрос о последствиях отказа от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика.

Ведется подготовка документа. Ожидайте