Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 808. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ОЧЕРЕДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Дата документа01.07.2014
МеткиСтатья

    

ОЧЕРЕДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Т.П. Ерофеева,
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления
Государственной академии промышленного менеджмента, г. Ярославль

 
    Канувший в Лету Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ о размещении заказов за восьмилетнюю практику его применения претерпел 37 редакций. Очевидно, что действующий в настоящее время Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) ожидает та же участь. Ведь в Закон № 44-ФЗ, действующий всего полгода, уже трижды вносились изменения.
    Последние изменения в Закон № 44-ФЗ внесены Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ (далее - Закон № 140-ФЗ) и вступили в законную силу 4 июня 2014 года.
 

Основное

 
    Как и ранее, Законом № 140-ФЗ изменения внесены и в формате "технических" исправлений, таких как:
    - исключение в указании срока ссылки на календарность дней;
    - уточнение сроков публикации отчета об исполнении контракта.
    Также Законом № 140-ФЗ сделаны и более существенные правки в Закон о контрактной системе, в частности:
    - добавлены основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
    - изменена терминология, влияющая на права и обязанности заказчиков.
    Все изменения можно условно разделить на три категории:
    - первая - исключение из закона о контрактной системе положений, устанавливающих порядок деятельности заказчиков;
    - вторая - добавление новых возможностей и обязанностей как для заказчиков, так и для участников закупок;
    - третья - изменение установленных ранее правил.
 

Исключения

 
    Законом № 140-ФЗ из сферы регулирования Закона № 44-ФЗ исключены закупки товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ). Но данные исключения касаются не всех закупок, а только приобретения тех видов продукции, которые необходимы для исполнения полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах.
    Теперь к участникам закупок не предъявляется такое требование, как правомочность на заключение контракта. Это представляется весьма логичным, поскольку понятие правомочности не было закреплено ни одним нормативным актом. В юридической литературе встречалось определение правомочия как предусмотренной законом возможности участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. Но, по сути, правомочие заключалось всегда в наличии правоспособности, дееспособности лица и наличии полномочий для вступления в гражданско-правовые отношения по сделкам. И без отдельного указания, исходя из представляемых в составе заявок документов (копии учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия на подписание заявки, сведения об ИНН хозяйствующего субъекта), эти условия действительности сделок проверялись комиссиями заказчиков на этапе рассмотрения заявок.
    Кроме того, Законом № 140-ФЗ исключена из Закона о контрактной системе такая карательная мера для участников закупки, как невозврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, в случае изменения или отзыва участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок. Действительно, в каких-то ситуациях несвоевременность получения заказчиком изменений или отзыва заявки могло произойти по вине почтового оператора или курьерской службы, и, следовательно, применение в таком случае наказания к участнику закупки не только нелогично, но и противоречит конституционным принципам.

Ведется подготовка документа. Ожидайте