Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 801. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

Дата документа01.09.2014
МеткиСтатья

    

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

М.А. Козлов,
юрист, г. Москва

 
    В последнее время в процессе регулирования трудовых отношений в государственных и муниципальных учреждениях большое внимание уделяется вопросам оценки соответствия работников занимаемым должностям, стимулирования непрерывного повышения уровня их квалификации, роста эффективности и качества труда, обеспечения дифференциации уровня заработной платы и т. д.
    Одним из наиболее действенных инструментов не только оценки и повышения "качества" персонала, но и оптимизации структуры и штата учреждения принято считать аттестацию его работников.
    Тема правильной организации проведения аттестационных мероприятий с избежанием при этом ошибок и будет предметом нашего рассмотрения.
 

Правовые основы аттестации

 
    Под аттестацией принято понимать процедуру определения (установления) соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности месту, на которое он претендует.
    Основы правового регулирования трудовых правоотношений устанавливает Трудовой кодекс РФ, который, к сожалению, очень скупо говорит нам об аттестации работников. В частности, им предусмотрено такое основание для расторжения трудового договора как несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
    При этом ч. 2 ст. 81 ТК РФ содержит отсылочную норму, согласно которой порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами.
    В первую очередь здесь необходимо упомянуть о том, что в последние годы принято большое количество ведомственных нормативных правовых актов, которыми утверждены положения об аттестации работников государственных и муниципальных учреждений в отдельных отраслях экономики, включая социально-культурную сферу и сферу услуг (например: Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276; далее - Порядок проведения аттестации педагогических работников) , Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, доведенные письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ (далее - Основные положения об аттестации работников учреждений культуры и искусства), и т.д.).
    В случаях, когда нормативно-правовое регулирование, устанавливающее порядок проведения аттестации работников конкретного учреждения, отсутствует, решение указанного вопроса следует выносить на уровень локального нормотворчества путем разработки и утверждения соответствующего положения. Традиционно в подобных актах отражаются такие вопросы, как цели и периодичность проведения аттестации, порядок формирования аттестационной комиссии, категории аттестуемых работников, порядок подготовки и проведения аттестации, решения, принимаемые по результатам аттестации.
    Разрабатывая в учреждении такой акт, можно руководствоваться, например, Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденным постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 (применяется в части, не противоречащей действующему законодательству) либо упомянутыми ранее нормативными правовыми актами государственных органов исполнительной власти.
    Следует помнить о том, что положение об аттестации подлежит утверждению руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).
    Анализ нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере позволяет условно разделить процедуру аттестации работников учреждения на следующие этапы:

Ведется подготовка документа. Ожидайте