Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 499. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Комментарии
Комментарии

Бухгалтерский учет (без ПБУ). Рекомендации для субъектов малого предпринимательства, критерии и условия признания, единый реестр

Дата документа05.07.2017
МеткиМетодика

    

    

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КРИТЕРИИ И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ, ЕДИНЫЙ РЕЕСТР

 
    Малый бизнес по праву считается одной из ключевых составляющих любой рыночной экономики, который позволяет решать многие экономические проблемы, начиная от занятости населения до серьезных прорывов в области научно-технического прогресса.
    Понимая всю значимость данного сегмента, государство традиционно предоставляет малому бизнесу массу преимуществ по сравнению с крупным капиталом, в том числе и в сфере бухгалтерского учета. В частности, бухгалтерское законодательство позволяет субъектам малого бизнеса применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
    Какие категории организаций признаются субъектами малого предпринимательства, а также, какие рекомендации по поводу применения ими упрощенных способов учета имеются в настоящий момент, Вы узнаете из настоящего материала, предлагаемого Вашему вниманию.
 
    Вначале напомним, что с 01.01.2013 г. все российские компании, без каких либо исключений, ведут бухгалтерский учет и формируют свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). На обязанность ведения учета не влияет ни организационно-правовая форма юридического лица, ни вид осуществляемой им деятельности, ни применяемая система уплаты налогов. Это следует из положений статьи 2 и статьи 6 Закона N 402-ФЗ и подтверждается Письмом Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.
    При этом некоторым категориям организаций Закон N 402-ФЗ предоставляет право применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, о чем говорит пункт 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" (далее - Информация N ПЗ-3/2016).
    Согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ таким правом обладают:
    • субъекты малого предпринимательства (далее - СМП);
    • некоммерческие организации;
    • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
    В то же время, чтобы названные категории организаций могли применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее - УСВБУ) у них должно выполняться одно условие - они не должны входить в круг лиц, названных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ.
 
    В свою очередь пунктом 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ запрещено применять УСВБУ:
    1) организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2) жилищным и жилищно-строительным кооперативам;
    3) кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
    4) микрофинансовым организациям;
    5) организациям государственного сектора;
    6) политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям;
    7) коллегиям адвокатов;
    8) адвокатским бюро;
    9) юридическим консультациям;
    10) адвокатским палатам;
    11) нотариальным палатам;
    12) некоммерческим организациям, включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
 
    Поэтому в рамках заявленной темы реализовать право применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета могут только те организации - субъекты малого предпринимательства (отличные от микрофинансовых фирм), отчетность которых не подлежит обязательному аудиту.
 
    К субъектам малого предпринимательства коммерческая фирма может быть отнесена в том случае, если она соответствует критериям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
    Причем, начиная с 01.08.2016 г. при проверке соответствия компании статусу СМП нужно руководствоваться критериями отнесения организаций и коммерсантов к субъектам малого и среднего предпринимательства, обновленными Федеральным законом от 29.12.2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ). На это прямо указано в пункте 10 статьи 10 Закон N 408-ФЗ.
 
    В частности, сегодня статусом СМП коммерческая организация (например, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО)) обладает, если у нее выполняются следующие условия:
    1) суммарная доля участия в ее уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
    2) суммарная доля участия в ее уставном капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций не превышает 49%;
    3) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (для микропредприятий - 15 человек), на что указывает подпункт "б" подпункта 2 пункта 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ;
 
    Для справки: в состав СМП входят малые и микропредприятия.
 
    4) доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 миллионов рублей (для микропредприятий - 120 миллионов рублей). На это указывает подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
 
    При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием численности работников или дохода организации.
    Проверку на соответствие статусу СМП наше ООО должно проводить в следующем порядке.
    В первую очередь проверяется условие о суммарной доле участия определенных категорий учредителей в своем уставном капитале, на что указывает пункт 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
 

Обратите внимание!
Если ООО отвечает требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" пункта 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, то ему достаточно проверить только суммарную долю участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций (объединений) и фондов в своем уставном капитале - она не должна превышать 25%;
В ином случае придется проверить также условие о суммарной доле участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - она не должна превышать 49%;

 
    Если критерий о суммарной доле участия в уставном капитале соблюдается, нужно проверить среднесписочную численность работников ООО за предшествующий календарный год.
    В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ этот показатель у малых предприятий не должен превышать 100 человек, а у микропредприятий - 15.
 
    Для справки: определять среднесписочную численность следует в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденными Приказом Росстата от 25.01.2017 г. N 37.
 
    Последним критерием проверки на соответствие СМП у ООО будет показатель дохода, полученный организацией от ведения бизнеса за предшествующий календарный год, определяемый в порядке, установленном для целей налогообложения.
    В расчете величины такого дохода ООО должно учесть свои доходы по всем видам осуществляемой деятельности, независимо от применяемого режима уплаты налогов, на что указывает пункт 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
 

Обратите внимание!
ООО с суммарной долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций (объединений) и фондов в уставном капитале не превышающей 25%, созданное в период с 01.08.2016 г. по 31.07.2017 г. в любом случае признается микропредприятием! На это прямо указано в пункте 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

 
    Если ООО соответствует критериям СМП, то сведения о нем вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующий на сайте ФНС России с 01.08.2016 г.
 
    Для справки: указанный реестр ведется Федеральной налоговой службой с целью обобщения сведений о субъектах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
 
    Заметим, что первое формирование названного реестра осуществлено 01.08.2016 г. на основании сведений, имеющихся в ФНС на 01.07.2016 г. В дальнейшем реестр будет обновляться ежегодно 10 августа соответствующего года на основе тех данных, которые имеются в распоряжении ФНС России по состоянию на 1 июля этого года. Подтверждает это и Письмо ФНС России от 10.03.2017 г. N ГД-4-14/4281.
 
    Утратить статус СМП наше ООО может при превышении предельных значений среднесписочной численности и дохода в течение трех календарных лет подряд. Причем как следует из письма ФНС России от 07.09.2016 г. N СД-4-3/16672@, впервые это может произойти только в 2019 году, при превышении названных показателей в 2016-2018 годах. Аналогичные разъяснения даны и в Письме ФНС России от 16.02.2017 г. N ГД-4-14/2896@.
 

Обратите внимание!
Судя по критериям, названным в статье 4 Закона N 209-ФЗ, в период с 01.08.2016 г. до 01.07.2017 г. коммерческие организации в форме акционерных обществ (далее - АО) обладать статусом СМП могут в редких случаях. В частности, статусом СМП может обладать АО у которого выполняются условия о среднесписочной численности работников и размере дохода и при этом акции такого общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме ФНС России от 10.10.2016 г. N ГД-4-14/19140@.
Однако уже с 01.07.2017 г. состав АО, которые смогут претендовать на получение статуса СМП, будет значительно шире. С указанной даты претендовать на статус СМП смогут АО, у которых акционеры:
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций АО;
- иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем 49% голосующих акций АО.
На это указывает пункт 1 подпункта 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, обновленный Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ведется подготовка документа. Ожидайте